|
November 11th, 2009
09:20 am Вон в Таджикистане вообще ликвидировали русский язык:
Новый Закон обязывает всех граждан вести правотворческую деятельность, делопроизводство, проводить культурные мероприятия, использовать в науке, для объявлений и в рекламе, в официальной переписке с гражданами, а также именовать все учреждения и организации независимо от формы собственности исключительно на государственном языке.
Может, это и чересчур, конечно, размахнулись. С культурными мероприятиями, пожалуй, перебор. Но я не об этом. Дальше пишется:
Противники закона предполагают, что он осложнит жизнь не только русским или узбекам. В число тех, кому в связи с нововведением придется срочно учить таджикский или обращаться к услугам переводчика, попадут не менее четверти этнических таджиков, проживающих в стране.... сильнее всех от новых правил пострадают люди старшего поколения, которым уже не так легко выучить новый язык. Я, как говорится, рыдалЪ. Людям старшего поколения, которые прожили там всю жизнь, трудно выучить НОВЫЙ язык. Надо же, какая неожиданность напала. Кто бы мог подумать, что есть какой-то таджикский язык?
«В райсобесе, поликлинике, суде они не смогут решить ни одного вопроса. Их интересы повсюду будут ущемлены» То есть эти люди (не только русские, но и четверть самих таджиков) настолько не знают языка страны, в которой живут всю жизнь, что даже не могут объясниться на бытовом уровне. Нормально. Может и прав этот ихний сатрап, как его там. Пока веслом по балде не шарахнешь, они так и будут родной язык "новым" называть.
Причем пишут-то это не сами жители Таджикистана, а русские СМИ.
По поводу комментариев. Все-таки я никогда не перестану удивляться тому, как много россиян считают, что в какой бы стране человек ни жил всю жизнь - знать язык этой страны категорически не нужно. ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ТВОЯ СТРАНА И ТВОЙ ЯЗЫК, потому что в заметке сказано, что четверть самих таджиков будет испытывать трудности!). Вот не нужно и все.
И так и живут. Более того, БОРЮТСЯ за право НЕ ЗНАТЬ. Хоть 20 лет живет, хоть 60 - не знает ни слова, и все обязаны расшибиться, но создать условия, чтобы ему было удобно, комфортно и можно было продолжать не знать ни единого слова.
|
Comments:
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/14285986/2987318) | | From: | duchifat |
| Date: | November 11th, 2009 07:35 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Я далеко не сторонник русского, и таджикский у меня вызывает всяческие симпатии (хотя я знаю на нем не больше 30 слов). Но не уверен, что Вы правы. Цивилизованный мир решает этот вопрос по-другому. Пусть они лучше ностальгируют по совку, чем по аятоле Хомейни с Ахмединедхжадом.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 07:48 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
А кто им мешает ностальгировать по совку? Я вообще не об этом.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/81436657/10242828) | | From: | morenwen |
| Date: | November 11th, 2009 07:36 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Он прав.
Блин, _новый_ язык... Капец какой-то.
Тут, скорее всего, история та же, что и в Казахстане. Там уже лет 15 вводят казахский как государственный, а результата всё ещё не добились. Потому что запаса казахских слов для употребления в том же делопроизводстве - к примеру - практически не существовало в природе. И коренные казахи, в особенности из провинции, как не понимали, так и до сих пор мало понимают даже язык официальных газет и ТВ. Тут и особенности грамматического строя языка немалую роль играют. Слова образуются присоединением частей. И если выдумывать новое слово, в идеологических целях, в нем слогов может оказаться на пол-строки.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 07:51 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Эти вопросы решаются. В исландском языке в принципе нет заимствованных слов. Ничего, живут. В иврите тоже эту проблему решили.
Но вопросы решаются, если их решать. Если продолжать учить детей в русских школах - они не решатся никогда.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/68329509/4562664) | | From: | _cale_ |
| Date: | November 11th, 2009 07:55 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
я все это знаю не понаслышке, поэтому вставлю свои пять копеек. Языки "республик" не учили не только потому, что люди такие зловредные были - было сделано все, чтобы это было не надо. Ну и соответственно, русский был "государственным" и языком делопроизводства. Старшее поколение не может выучить новый для них язык, только те, кто его с детсва-юности учили и знали. Папа мой с детства учил, поэтому и говорить может. А мама старалась, как могла, но свободно не говорит, так и остался на начальном уровне, хотя уже скоро как 20 лет это государственный язык. И да, права старшего поколения ущемляются, а к положению человека второго сорта быстро привыкаешь и перестаешь обращать внимание, человек ко всему привыкает. Я заговорила на эстонском только после школы, потому что то, что учили в школе, можно было просто на помойку выкинуть. Заговорила свободно и практически без акцента, как утверждают свидетели :) только не сразу, а после многочисленных усилий и массы потраченного времени. Теперь в Эстонии не живу и язык начал забываться, что очень жаль.
Посмотрев как это все делалось в Эстонии, я честно говоря не знаю, как это сделать безболезненно - наверное никак. Но это был и есть огромный бизнес с хорошими деньгами, плюс при приеме на работу это основное требование зачастую...
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/30583158/7312332) | | From: | mijunin |
| Date: | November 11th, 2009 08:05 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
эстонский красивый язык. на слух очень приятный:)
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/40116900/5449464) | | From: | pmoscow |
| Date: | November 11th, 2009 07:58 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Ну, на Украине ведь тоже самое было сделано. И большинство населения не знали того украинского, который стал государственным.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 08:06 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Да что вы говорите? Я в какой-то другой Украине живу, вероятно.
А нічого путнього просто так не буває, і ніщо вартісне легко і відразу не дається. Тому в такій справі головне її почати і довести до кінця. Насправді все не так страшно як здається, або намагаються показати "противники закона". Ясно, що вони будуть відстоювати вигідну їм позицію і налаштовувати якомога більше народу проти таких рішень. Зрозуміло що теперішня мовна ситуація в Таджикистані є цілком штучною, і те що вони намагаються повернути статус рідної їм мови це дуже добре як в загально культурному так і в державотворчому плані. Загалом, мовне питання - це завжди спекуляція, адже всім відомо, як мова впливає на стан ідентичності того чи іншого народу. Взяти до прикладу Білорусію, що з нею буде після Лукашенка, легко здогадатися. А таджицька за 80 років не так вже й "вилиняла" щоб лякати людей мовними "ущемлениями". Загальна кількість мовців коливається від 5 до 7 мільйонів чоловік (якщо брати до уваги розповсюдження її не тільки в Таджикістані, а й в Узбекистані, Киргизстані, північному Афганістані і навіть частково в Ірані.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/67234619/4995590) | | From: | jelka |
| Date: | November 11th, 2009 08:26 am (UTC) |
|---|
| | Эстония | (Link) |
|
О, как знакомы эти стенания по поводу прищемления во всех местах! Хорошо, с некоторой натяжкой даже могу понять, почему в самом начале перемен "людям старшего поколения" было непросто. До той поры эстонский правда был не нужен в повседневной жизни. Но так епта, прошло уже 20 лет! Хуле, простите, сейчас стенать про "людей старшего поколения"? Им 20 лет назад было на 20 лет меньше, а? Или они тогда не отпускади мысль о временности этого "собачьего языка"? Совсем, как дворяне в эмиграции: вот-вот, и кончится анархия и все вернется на места. Вот уж 20 лет прошло, а им трудно выучить "новый язык".
Значит, трудно. Особенно когда это насильственно. Тем более, не все хотят. Если человек привык к одному языку, который он считает родным, то почему он должен на своей родине вдруг переучиваться? Уж дали бы возможность старшему поколению спокойно договорить на том языке, на котором им легче.
Не понимаю, почему нельзя оставить два равноправных государственных языка, как в Беларуси.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 08:57 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Потому что в Беларуси с белорусским дела не очень, и будут хуже и хуже.
Причем интересно, что в Украине и Беларуси хотя бы много русских. Но в Таджикистане их ОДИН процент. И, кажется, 25% узбеков.
Логично, конечно, там сделать гос. языком именно русский.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/1096890/421330) | | From: | yankel |
| Date: | November 11th, 2009 08:54 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Мне на другое будет забавно глянуть: как отреагируют российские власти? В отношении Туркмении, где русским разве что их дипломы в задницу не засовывали, была полная тишина...
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 08:58 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Да никак не отреагируют. Будут нас жалеть. И впаривать своим гражданам, что у нас тут русский вообще запрещен и искоренен.
вопрос IMHO в том, что если живешь в стране, изволь выучить ее язык. У нас была знакомая, которая очень много лет прожила в Латвии еще при СССР, а когда в 90-е годы ее внук устраивался на работу. выяснилось, что на приличную работу берут только со знанием латышского. "Но как же, - возмущалась она - он же руский, зачем ему?" Очень, помню, моя бабушка возмущалась этим. Ну действиетльно, столько лет прожить в тогда еще республике с другим языком, и его не выучить?
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 09:13 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
"Бедные пожилые люди", которые прожили там всю жизнь и не знают ни слова даже на бытовом уровне... Вот почему-то мне их совершенно не жалко.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 09:09 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Я не хочу, чтоб моя страна была Таджикистаном. Я скромно хочу, чтоб она была Украиной.
А пост вообще не об этом, а о том, что люди прожили в Таджикистане всю жизнь, и уже скоро 20 лет как он обрел государственность, а для них таджикский все еще НОВЫЙ язык, который надо НАЧАТЬ УЧИТЬ.
Я считаю, что таким людям НАДО создать как можно более неудобств. Может быть, еще через 20 лет до них дойдет, что нельзя жить в стране и срать на ее культуру.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/66783851/104430) | | From: | yoshke |
| Date: | November 11th, 2009 09:11 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Когда мы приехали в Германию, то нам несколько раз в школе говорили, что бы мы не заставляли ребенка говорить по-немецки, иначе он забудет русский язык. А второй язык это вторая культура, что безусловно делает человека более развитым.
А так проблемы не решаются.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 09:15 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
То есть тот факт, что 25% таджиков не знает таджикского - это делает их более развитыми?
В Шотландии мало кто говорит по-шотландски! В Уэльсе почти не осталось говорящих по-валлийски! В Ирландии говорят на языке бывших оккупантов! Это ещё цветочки. В Бретани не осталось говорящих по-бретонски, в Провансе напрочь забыт провансальский, на котором ещё в XIX в. говорило большинство. Везде уже только этот французский. Куда катится этот мир!
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 09:25 am (UTC) |
|---|
| | Re: Ещё ужасов | (Link) |
|
И везде там стремятся эти языки сохранить.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/74499059/7193281) | | From: | murmau |
| Date: | November 11th, 2009 09:29 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Уважаемая, у меня такое ощущение, что вы не очень понимаете, о чем пишете. Есть люди, живые люди, которые всю жизнь прожили так. Не назло кому нибудь и не для кого нибудь. Просто жили. Говорили по русски (по албански, по удегейски, по еврейски, наконец). Вдруг кто то решил, что их язык неправильный, и им надо говорить на другом. Вы на себя примерьте то, завтра к вам придут и скажут, что всю официальную переписку и все официальные документы у вас должны быть на китайском. Каково оно вам будет?
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 09:32 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Если бы я жила в Китае, то наверное не удивилась бы.
А они живут там. И вдруг через 20 лет после отделения страны от СССР они с удивлением узнали о существовании таджикского?
Это вы не понимаете, о чем пишете. Причем совсем. Иначе не проводили бы таких диких "аналогий" - ВНЕЗАПНОЕ введение ЧУЖОГО языка - с весьма ожидаемым введением РОДНОГО языка страны, где ты живешь.
Нууу... Не ввязываясь в дискуссию, и без параллелей. Но если большей части людей язык придется учить - возможно, это все-таки не государственный язык? И, может, проще все-таки подправить название страны? А сатрап, буде он против, приобретет сомнительный статус тирана?
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 09:45 am (UTC) |
|---|
| | ну, четверть это все же не бОльшая часть, нет? | (Link) |
|
Вы думаете, правильнее переназвать Таджикистан в Малороссию-2 и забить на таджикский?
какие обидчивые оккупанты )
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/57734424/9562700) | | From: | zarptiza |
| Date: | November 13th, 2009 07:27 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Заебись. Я в 80 родилась. нет ничего хуже национализма.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/53924795/10706344) | | From: | graf_mur |
| Date: | November 11th, 2009 10:30 am (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Судя по количеству комментов, провокацию можно считать зачотной :-)
К тексту "Все-таки я никогда не перестану удивляться тому, что все россияне поголовно считают, что в какой бы стране человек ни жил всю жизнь - знать язык этой страны категорически не нужно. Вот не нужно и все. И так и живут. Более того, БОРЮТСЯ за право НЕ ЗНАТЬ. Хоть 20 лет живет, хоть 60 - не знает ни слова, и все обязаны расшибиться, но создать условия, чтобы ему было удобно, комфортно и можно было продолжать не знать ни единого слова." неплохо было бы добавить "в этом русские мало отличаются от американцев, китайцев, вьетнамцев, к примеру" Так, справедливости ради ;-)
В Израиле очень модно нанимать филиппинскую прислугу, в моем доме таких несколько - за стариками ужахивают и вовсю болтают на иврите, хотя 20-летних контрактов никто не имеет. Не из угодливости к сатрапам, а просто не ограничивают свой моск и за пару лет нахватываются разговорного языка старны, где деньги себе добывают, хотя могли бы подтирать стариковские зады и на английском...
О. Я согласна более чем. А когда я матери высказала приблизительно такие тезисы, она назвала меня националисткой.
Вообще, вторым государственным у нас нужно сделать суржик. И я против русского как второго государственного, потому что подавляющее число населения у нас не знает ни русского, ни украинского, пусть хотя бы украинский выучат.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/51369841/10910953) | | From: | hvylya |
| Date: | November 11th, 2009 02:02 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
у меня мама сама "националистка". ))))) "Понаехала" на Украину с Урала, в возрасте семи лет. В школе віучила украинский да так, что вступительное сочинение в универ написала на пятёрку. И всю жизнь читала свободно худлит. И считает, что если она язык выучила, то и другие не переломятся, было бы желание.
>>>что все россияне поголовно считают, что в какой бы стране человек ни жил всю жизнь - знать язык этой страны категорически не нужно... конец цитаты
Позвольте спросить, в чем отличие этого Вашего высказывания от именования таджикского языка новым для таджиков? Какое число русских Вы опрашивали по данному вопросу, чтобы применять слово "поголовно"? Обобщать на недостаточном статистическом материале огого как нехорошо
По поводу изучения языка все верно, никто не пустит человека за руль без прав, никто не возьмет его на работу, если он не умеет считать, знание языка это необходимость. Сдается мне, что рядовые таджики вообще не подозревают об этих баталиях. Но мы, россияне и украинцы, конечно, не дадим их в обиду в наших дискуссиях...
| | Даже не против русских | (Link) |
|
Да, главное-то тут в том, что эта мера Рахмонова только с виду выглядит как забота о родном языке. На самом деле закон направлен на выживание узбеков, с которыви там у таджиков и исторические и новообретённые тёрки. И которые используют русский как язык межнационального общения. Они там сейчас серьёзно собачатся по вопросу делёжки водных ресурсов. В Союзе это регулировалось извне и, таким образом, не доводилось но крайних форм. Теперь же там серьёзно пахнет вооружённым конфликтом, а таджикские узбеки рассматриваются как пятая колонна.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/42710479/481050) | | From: | ostseer |
| Date: | November 11th, 2009 06:09 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
А разве тамошние узбеки не знают и таджикский?
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/94802417/20395847) | | From: | 0les1a |
| Date: | November 11th, 2009 12:01 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
извини, что интересуюсь, а сколько тебе лет,
просто, видимо ты действительно не понимаешь, что такое пожилые люди и их консервативный образ жизни и мыслей, им ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТЯЖЕЛО менять свою жизнь,
ну, привыкли они говорить в Таджикистане по-русски со времен СССР, ну, возможно они даже надеялись, что их потребности законодатели примут во внимание ... не приняли, такое бывает в отношении пожилых довольно часто
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 12:11 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
мне, извиняюсь, 55. Куда уж мне понять пожилых людей. Которые привыкли плевать на культуру страны, где они живут. Ну привыкли они игнорировать туземцев с их недоделанной культурой. И тут бац! и оказывается, что уже 20 лет как нет СССР, а они живут в другой стране. Кто бы мог подумать? Неожиданность какая. Пожилым, которым сейчас по полтиннику, 20 лет назад было 30. Чего язык не учили?
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/69005997/11466670) | | From: | kotofan |
| Date: | November 11th, 2009 01:23 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Конкретно про Одессу. Одесса находится в Крыму. Меня дураки раздражают, которые судят о том, чего не знают.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 01:56 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
я закрыла эту ветку, потому что автор комментария про Одессу забанен и не сможет отвечать.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/3650835/533378) | | From: | abys |
| Date: | November 11th, 2009 01:43 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Любой человек, а не только русский имеет право знать или не знать любой язык. Иногда не знать местный язык бывает неудобно, большинство его в этом случае начинает учить. Впрочем, кто хочет не учить-- не учит и терпит неудобства. Что меня удивляет в Ваших "языковых" постах-- Ваша уверенность в своем праве указывать другим на каком языке им разговаривать. Если 25 % таджиков желают разговаривать на русском, какое у ВАС право учить их, как жить. Это ИХ выбор. Нормальное государство должно уважать волю своих граждан и облегчать им жизнь, а не искусственно усложнять ее. К таким нормальным государствам относятся все развитые страны. Итальянцев в Швейцарии всего 10 %, а на государственном ретророманском языке говорит меньше 50 тыс. чел. А Ваш подход какой-то коммунистический (с приставкой национал-). Решить, как другие должны "правильно" жить, и силой их к этому принуждать, даже если это половина населения.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 01:51 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
я - частное лицо. Высказываю свое недоумение тем, что через 20 лет после образования страны, для кого-то новость, что там есть свой гос. язык.
Никому ничего не предписываю, не указываю и не учу. Указывают, на каком языке НАМ учиться, смотреть кино и ТВ , как правило, именно россияне. Причем весьма нагло, начиная с ихнего президента, которого тоже никто как-то не спрашивал.
мама в свое время (еще советское) научила меня дивному приему: приехав в страну или республику, где говорят на чужом языке, первым делом выучить на этом языке фразу "простите, я не говорю по-..." - литовски, грузински, эстонски и так далее. До сих пор пользуюсь. Действует безотказно. Даже когда мы во время поющей революции были в Каунасе, я получила от немолодых русских как "литовская националистическая тварь", а литовцы были милы и обходительны. при этом я и тогда не понимала, и сейчас не понимаю, как это у людей получается: жить в месте, где половина населения говорит на некоем языке, вывески на этом языке, спектакли на этом языке, телевидение на этом языке, и так далее, то есть человек постоянно слышит и видит тексты на этом языке, но языком ухитряется не овладеть. Ладно делопроизводство - но хотя бы на бытовом уровне? Ладно, у меня, допустим, способности к языкам, я через неделю жизни в любой языковой среде начинаю хорошо понимать, а через две-три недели - худо-бедно объясняться, да, с ошибками, с беканьем-меканьем, но в магазине, в кафе, спросить дорогу и понять, что ответили, я могу. А они живут десятилетиями в этой среде и языка не знают даже на уровне заказ в ресторане сделать. Как это в принципе возможно, не понимаю я. Технически как это возможно. Пусть не читать классику литературы на языке, но хотя бы с врачом, таксистом, сантехником договориться. поэтому ваше удивление разделяю полностью.
![[User Picture]](http://l-userpic.livejournal.com/89948455/676282) | | From: | levkonoe |
| Date: | November 11th, 2009 01:56 pm (UTC) |
|---|
| | | (Link) |
|
Я помню свое изумление, когда мы в 84 году были в Эстонии, и жили там у русской бабки, которая приехала туда в 44 году. Пытаясь понять что-то мы спросили у нее, как по-эстонски "улица". ОНА НЕ ЗНАЛА! За СОРОК ЛЕТ жизни в Таллинне она умудрилась не узнать слово улица!
А в 90-х годах, конечно, была очень обижена на проклятых националистов. Вот я искренне считаю, что такие люди просто заслужили, чтобы эстонцы (как и все остальные в подобной ситуации) дали им увесистого пинка в жопу.
|
|
|